Обмен садиками

 

Самое интересное и свежее на сайте

18.04.2017  Идет подготовка к Фестивалю детской техники

01.05.2017 Расписание детской железной дороги

01.05.2017 Новые списки в детские сады Ярославля 2017-2018

15.05.2017 Расписание теплоходов Москва в Ярославле

20.05.2017 График отключения горячей воды в Ярославле

Советы детского невролога: развитие ребенка первого года жизни, плохой сон, задержка речевого развития

 

Когда в вашей семье появляется малыш - это особое событие. Особое оно не только потому, что вы испытываете чувство радости, так как стали родителями, но и потому, что теперь важно  так, чтоб малышу в этом мире было комфортно. Очень часто молодые родители задают массу вопросов,связанные с взрослением ребенка. Почему у малыша те или иные заболевания, почему не заговорил по возрасту, почему плохо спит? Эти вопросы относятся к области неврологии. И ответы на них связаны с многими факторами. О том, как избежать проблем в более старшем возрасте, как вовремя диагностировать ту или иную ситуацию , рассказала в рамках проекта "Школа для мамы" ярославский детский невролог Людмила Михайловна Ильина

Генеральный СПОНСОР проекта-  ООО «Ферон», производитель лекарственного препарата «Виферон»

О специалисте:

Людмила Михайловна закончила Ярославскую медицинскую академию. Долгое время работала заведующей неврологическим отделением детской клинической больницы в Ярославле, сейчас принимает в детской поликлинике № 1, автор научных статей, профессионал- с большим стажем. Награждена нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» .

За последние 2 десятилетия в связи с неблагоприятными демографичксими и социально-демографическими процессами в обществе, здоровье наших детей ухудшилось. Идет стремительный рост психических и пограничных состояний у детей. Остановимся на статистике. В настоящее время по ряду критериев 30-50% детей до 6 лет не готовы к школьному обучению; 60% детей, которые поступают в 1-й класс, относятся к группе риска по соматической и психофизической дезадаптации. Из них - 35% имеют очевидные растройства нервно-психической сферы. Число психических заболеваний в подрастковом возрасте каждые 10 лет возрастает на 10-15%.

НАШИ ПАРТНЕРЫ:

 

Итак, откуда же берутся заболевание нервной системы? В большинстве случаев это связано повреждением мозга в перинатальный период.

Причины:

Внутриутробная гипоксия, иммунологическая несовместимость матери и плода, аномалия плаценты, отслойка плаценты, патология пуповины, токсикозы, экстрагениатльные заболевания матери, нефропатия, различные заболевания матери, токсикозы беременности, угрозы выкидыша, токсические обменные, стрессовые воздействия, профессиональные и бытовые вредности, прем лекарств, курение и употребление алкоголя.
Гипоксия в дальнейшем влияет в дальнейшем на формирование двигательных навыков, задержка решения познавательных задач. А как следствие- приводит к затруднению обучения(ребенок плохо учится читать, писать, идет нарушение поведения, социальной и профессиональной адаптации)

Цифры:
У 10% новорожденных имеются грубые неврологические нарушения, еще у 23-27% - негрубые, большой процент нарушений- спонтанно проходящие.
Именно не значительные расстройства дают о себе знать при развитии речи, изменении поведения, дислексии, трудности обучения.

Наиболее часто встречаемые клинические синдромы 1 года жизни.

1.    Синдром повышенной нервной возбудимости. У ребенка идет нарушение цикла «сон-бодрствование», малыш встрагивает при громком длительном плаче, наблюдается  тремор подбородка
2.    Гипертензионно-гидроцефальный  синдром. Увеличение окружности головы ( к году окружность должна составлять 45-47см., у новорожденного 12-14 см.) У малыша наблюдается беспокойство, рвота, тремор,беспокойство языка.
3.    Церебрастенический синдром. Сон поверхностный, ребенок испытвает сложности призасыпании, наблюдается  двигательное беспокойство, тремор, вздрагивания.
4.    Синдром  вегатативно-висцеральных нарушений. Плохое отхождение газов, запоры, срыгивание, растройстов терморегуляции, пятнистость кожи
5.    Синдром двигательных нарушений. У ребенка наблюдается снижение тонуса, двигательной активности, наблюдаются насильственные движения в конечностях и языке.
6.    Судорожный синдром

Клинические синдромы  после года жизни:
1.Задержки психомоторного развития. У ребенка после года отсутствует избирательное отношение к игрушкам, , игровой процесс заменяется однообразным манипулированием, ребенок почти не говорит, не понимает речи, обращенной к нему

2.Астеноневротический  синдром.  У ребенка наблюдается повышенная раздражительность, много плачет, капризничает, проявляет повышенную требовательность к себе. Также  вы наблюдаете у малыша нарушение сна, негативизм, малыш отказывается от еду. Обратите внимание, нужно отличать перинатальный генез этих проявлений от возможныз дефектов воспитания и средовых влияний.

3. ЗРР (задержка речевого развития). В норме –ребенок ближе к году пытается выговорить простые буквенные сочетания (ма-ма-ма, ба-ба-ба). К 12-18 месяцам реагирует на имена родных, понимает, когда ему говорят о предметах,которые его окружают. К 2-м годам малыш уже сам составляет простые словосочетания ( «дай мишку», «принеси мячик»). К 3-4-м годам ребенок уже может составить несложные предложения. Если вы видите нарушения, обязательно обратитесь к специалисту, чтобы вовремя начать лечение

4. ММД (минимальная мозговая лисфункция). Вы замечаете у ребенка гиперактивность/ импульсивность, эмоциональная лабильность, утомляемость, отвлекаемость, моторную неловкость, перепады настроения, социальная незрелость ( играют с детьми более младшего возраста), речевые дисфункции.

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
В настоящее время малышей с задержкой речевого развития становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. Если  отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, то в более старшем возрасте будет отставить и психика, ребенку будет нелегко осваивать школьную программу и общаться со сверстниками. Лечение зрр необходимо начинать до 5 лет.

ПРИЗНАКИ ЗРР.
4 месяца : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей , не улыбается ( это признаки аутизма).
8-9 месяцев: отсутствует лепет
1 год : ребенок тихий, почти не издает звуков.
1.5 года : малыш не произносит простых слогов ( «мама», « дай» ). Не воспринимает и не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой. Может так же не уметь жевать.
2.5 года : не может составить простую фразу из 2-3 слов, не понимает название частей тела, предметов.
3 года: не понимает несложные рассказы, не может составить несложно предложение. Говорит быстро , « проглатывает» окончания или слишком медленно , растягивая слова.
У ребенка с ЗРР часто слюнотечение, приоткрыт рот. Такие дети гиперактивны, у них повышенная агрессивность, невнимательны, быстро устают.

Факторы, которые могут вызвать ЗРР:

•    Болезни матери во время беременности ( инфекции, травмы, отравления).
•    Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
•    Тяжелые роды ( стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи).
•    Перенесенные инфекции и травмы в раннем возрасте
•    Генетические и хромосомные заболевания.
•    Неправильное воспитание : ребенок растет под слишком сильной опекой или наоборот брошен на произвол судьбы , с ребенком жестоко обращаются.
•    Тяжелая психическая травма ( рождение 2-го ребенка, смена м/ж, д/с).

ТИП РЕБЕНКА ПО ВОСПРИЯТИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


ВИЗУАЛ
Восприятие информации у ребенка в большей части происходит через зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер.  При воспитании ребенка визуала лчень важно уделять внимание речи, ведь такие дети не особо разговорчивы.

АУДИАЛ
Ребенок познает мир через окружающие его звуки. Аудиалы раньше других детей начинают говорить, у них большой словесный запас.

КИНЕСТЕТИК
Такой ребенок познает мир через прикосновения. Такие дети достаточно рано начинают ходить, у них хорошо развита моторика. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать.

В зависимости от типа восприятия мира к детям в рамках обучения и воспитания необходимо применять свои методы. Так, например, визуалам подходят картинки; аудиалам - сказки, стихи на слух; кинестетика необходимо часто прижимать к себе, меньше говорить «нет».

Обратите,пожалуйста, внимание, что к задержке речевого развития может привести разница в темпераменте взрослого и ребенка. Мама сангвиник- ребенок флегматик, мама- холерик , ребенок - меланхолик. Помните, что медлительный ребенок не может сделать все быстро и сразу.

Почему так важен сон
Во сне малыш растет и развивается. Поэтому крепкий сон - важен для ребенка. Сон - зеркало состояния ребенка. Чем больше спит ребенок, тем он счастливее.
Хороший сон влияет на хороший аппетит днем( как следствие- набор веса), рост ребенка, развитие ума,сильный иммунитет.

Почему ребенок не может уснуть?
•    Малыш голоден
•    Ему холодно или жарко
•    Ребенок просыпается не в том месте, где уснул
•    У него мокрый подгузник

Качество и длительность ночного сна ребенка больше влияет на его рост, чем дневной сон. Ночью мозг ребенка активно развивается, он изучает всю информацию, которую ребенок получил во время бодрствования.

Причины плохого сна у ребенка?
•    Физиологические особенности сна
•    Эмоциональные перегрузки
•    Соматические проблемы
•    Неврологические заболевания

Физиологические проблемы: сон ребенка отличается от сна взрослого. Он  более чуткий, поверхностный, имеет быструю смену

Эмоциональные перегрузки:
Процесс засыпания будет длительным и мучительным, если ребенок перевозбужден или утомлен. Поэтому нужно контролировать то, чем занимается перед сном ребенок. Желательно исключить шумные игры, просмотр телевизора перед сном, компьютерные игры. Очень важно, в каком эмоциональном состоянии находится мама. Де Важно мамино эмоциональное состоти очень хорошо чувствуют маму.  Если мама нервничает, это обязательно скажется на малыш

Соматические проблемы:
Колики - спазмы. Желудочно-кишечные растройства  влияют на временное нарущение сна, чаще всего во время обострения
Рахит. Проявляется у ребенка в виде беспокойства, пугливости, появляется раздражительность, нарушается сон. У детей при рахите наблюдается сильная потливость (при кормлении, во сне). Улучшения становятся заметны после назначения врачом витамина Д3

Неврологические проблемы:

•    Энурез
•    Страхи
•    Снохождение и сноговорение

Перевозбуждение перед сном - основной источник плохого засыпания ночью. Засыпание стоит из трех основных моментов : сонливости( влечение ко сну), дремоты ( погружение в сон), и непосредственно сна.
Старайтесь успокоится и не переживать из-за ночных пробуждений. Не нужно застявть ребенка уснуть во что бы то ни стало.
У малышей существует такое явление – «спокойная бессонница». Это то время, когда ночью малыш может проснуться и начать лепетать, играть с игрушками, одеялом. В это время не стоит обращать внимание на малыша, пытаться его укачать, покормить. Ребенок, самостоятельно полежав, может снова заснуть

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Старайтесь укладывать ребенка в одно и то же время. В одной и той же комнате, в одной и той же кровати.

Не стоит ребенка возбуждать перед сном. Не играйте с малышом в слишком подвижные игры. Лучше спойте ему колыбельную, прочитайте сказку.

В комнате,где малыш спит, должно быть спокойно, тихо. Малыш  должен понять, что пришло время сна.

Укладывайте ребенка спать только  в сухом памперсе

Для ребенка старше года придумайте свой постоянный ритуал- уборка игрушек,просмотр «Спокойной ночи, малыши», чтение сказки. Ну и обязатено объятия мамы, пожелания приятных снов


Длительность сна у ребенка
1-3 месяца - 18 часов
3-4 месяца - 17-18 часов
5-6 месяцев - 16 часов
7-9 месяцев - 15 часов
10-12 месяцев - 13 часов
2 года -13 часов
3 года -12 часов
Родителям не стоит беспокоиться, если ваш малыш спит меньше, чем вышеуказанные показатели, в случае если он себя чувствует вполне комфортно

Недостаток сна  у ребенка влияет на память, внимание и эмоциональное состояние ребенка.

ВАЖНО

Предупреждение смерти в колыбели
Синдром детской смертности - неожиданная смерть спящего ребенка. Чаще всего это может произойти в первый год жизни ребенка. Синдром смерти в колыбели- крайне редкое явление, но зная определенные правила можно снизить риск его возникновения:
1. Укладывайте малыша спать на спине
2. Следите за температурой воздуха в комнате. Она должна быть 18-22 С
3.  Не одевайте на ребенка в слишком теплую одежду, когда укладываете его спать
4. Не спите с ребенком на диване или кресле


ДЕТСКИЕ ИСТЕРИКИ
Наверное, каждый из родителей помнит, как в 2-3 года малыш на публике устраивал яркое зрелище: ложился на пол, стучал ручками и ножками, громко кричал. Детская истерика - один из этапов взросления ребенка.

Причины истерик
Физиологический дискомфорт ( боль, голод,  усталость)
Попытка обратить на себя внимание
Манипуляция, чтобы получить желаемый результат
Попытка показать, что «я что-то могу сам» (возникает от чрезмерной опеки).

Нужно уметь отличать собственно истерику от капризов. Истерика, как правило, сопровождается игрой на публику и зависит от внешних обстоятельств. Взрослые в это время испытывают смущение, стеснение за поведение своего ребеменка. Малыш - злость, гнев. Истерики характеризуются громким плачем, криками, битьём головой о стену или пол, царапаньем лица.  В крайних случаях бывают непроизвольные судороги и « истерический мост».
Нужно помнить, что истерики для детей  до 3-х лет – нормальный этап в развитии. В этом возрасте приступы гнева, по мнению специалистов, идут ребенку даже на пользу. Ребенок взрослеет, хочет быть самостоятельным, но его желания не всегда совпадают с возможностями.
Постарайтесь делать не много запретов, а если и делаете - запреты должны понятны ребенку, обоснованы.
Бывает, что истерика у ребенка появляется как своего рода « эмоциональная разрядка», давая выход подавленным эмоциям и желаниям. После 3-х лет истерики идут на спад, малыш учится контролировать свои эмоции, выражать другими способами свои потребности. В более старшем возрасте  истерики могут происходить из-за резких перемен, стрессов, эмоциональной перегрузки.
Если истерики носят постоянный характер, необходимо обратиться к врачу, чтобы определить, не являются ли они следствием нервного заболевания.
Основная причина детских истерик - родительское поведение. Обратите внимание на то, как вы ведете себя во время детских истерик. Меняется ли ваше поведение во время истерик, не слишком ли вы строго относитесь к своему ребенку?
Уступить лишь бы он замолчал - одна из главных ошибок в поведении родителей по отношению к ребенку. Следует запомнить, что если постоянно уступать ребенку, реакции закрепляются и повторяются с новой силой. Ребенок, который видит разлад в поведенииродителей, пользуется этим. Поэтому у членов семьи должна быть выработана одниковая позиция по отношению к запретам, которой все будут придерживаться.
Избежать полностью детских истерик невозможно, но снизить вероятность их возникновения - реально. Нужно постараться исключить или как минимум минимизировать провоцирующие факторы. Необходимо соблюдать режим дня, исключить физический дисконфорт(например, неудобная одежда), обратить внимание не голоден ли ребенок…

Как родители должны себя вести во время детских истерик?


Правила поведения во время детских истерик:
- переключите внимание (смотри, летит самолет, едет красивая машина)
- попробуйте найти альтернативу (у меня сейчас нет денег, чтобы купить тебе машину, мы сейчас дома нарисуем похожую машину, слепим самолет из пластелина)
- оставьте без публики;
- заранее обсудите, что планируете купить в магазине (подготовьте ребенка, скажите, что тоже будет с вами участвовать в покупках, но купите вы все самое нужное)
Если же истерики не удалось по  каким-то причинам избежать, не занимайтесь воспитанием во время бури эмоций. Когда малыш успокоится, нужно объяснить, что он поступил не так, что огорчил маму своим поведением. Важно не забывать говорить ребенку, что вы его любите в любых его проявлениях.

Старайтесь не брать малыша в магазин,если он голоден. Не заставляйте ребенка надевать на себя вещи, которые ему не нравятся, в которых ему не уютно.
После 4-х лет полезно наказывают ребенка за поступки, таким образом научить ребенка извиняться за поступки (лишить сладкого, просмотра мультфильмов)

Чем больше внимание вы уделяете истерике ребенка, тем вероятнее ее повторения. Очень важно твердо отстаивать свою позицию.

ВАЖНО!!!
В развитии детей - дошкольного возраста часто встречаются нарушения в поведении. Родители школьников замечают за детьми гиперактивность, агрессивность, вспыльчивость, пассивность. У школьников могут возникать невропатия, неврозы , страхи. Такое поведение может быть вызвано  ошибками в воспитании, незрелостью, ММД

Причины?

Борьба за внимание
Борьба за самочувствие
Желание отомстить
Потеря веры в собственные силы и успех


Постулаты по преодолению нарушений в поведении ребенка

•    не угрожайте
•    будьте последовательными
•    умейте объяснять, что вы хотите
•    общайтесь с ребенком спокойно, доброжелательно
•    берите во внимание ситуацию, в которой ребенок так себя повел

Не завышайте требования для ребенка. Не стоит пропускать серьезные проступки, ребенок должен понимать, за что он наказат, что так поступать нельзя. Главное родителям адекватно оценивать провинность малыша и не перегибать палку в наказаниях.

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Авторизация



Наша группа Вконтакте

Детские песни



Будь в курсе

Сейчас на сайте

0 участников и 7246 гостей онлайн
Баннер