Речевая готовность детей к школе

 

Речевая готовность детей к школе (развитие фонематического слуха и восприятия, основы грамоты: представление о звуке, букве, коммуникативные навыки).

Родители детей, посещающих детский сад, логопедические занятия в ДОУ или развивающих центрах,  задают логопеду вопросы, однозначно ответить на которые зачастую бывает непросто. Почему мой ребенок в 3 года не выговаривает букву Р? Хватит ли месяца занятий, чтобы ребенок заговорил? Можно ли заниматься английским языком, если ребенок посещает логопедические занятия? Нужно ли обучать чтению в раннем возрасте?
Попробуем ответить на эти и ряд других вопросов и постараемся упорядочить представления родителей о навыках и способностях детей, готовящихся к поступлению в школу.  Нам  поможет Ксения Ломина,  логопед 1 квалификационной категории, частного детского сада "Филиппок".

- Ксения, расскажите, пожалуйста, что должен уметь ребенок к школе, если говорить о его речевой готовности?

- Речевая готовность ребенка возраста 6-7 лет складывается из нескольких показателей. Во-первых, это произносительная сторона речи. Ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, чтобы при обучении письменной речи проблемы звукопроизношения не отразились на письме. Во-вторых, дошкольник должен владеть навыками звукового анализа и синтеза: уметь делить фразы на слова, слова на слоги, определять слово с заданным звуком и уметь определять местоположение звука в слове, называть твердые и мягкие согласные звуки, отличать согласные от гласных. В-третьих, владеть навыками словообразования и словоизменения: уметь образовывать множественное число существительных (лист – листы, листья), уменьшительно-ласкательные формы (лист – листик, листочек, листок), однокоренные слова (лист – листья, листопад, трилистник), согласовывать существительные с числительными (два листа, пять листов или листьев). Уметь образовывать новые глаголы с помощью приставок (убежал, прибежал, выбежал), различные виды прилагательных от существительных (стекло – стеклянный, заяц – заячий). В-четвертых, ребенок должен обладать достаточно обширным словарным запасом, правильно сформированным грамматическим строем. Владеть связной монологической речью (описательный рассказ по картинке или серии сюжетных картинок, ситуации из собственного опыта), уметь вести диалог (отвечать на вопросы по ситуации, о прочитанном).
Также речевая готовность играет важную психологическую роль. Ребенок, имеющий проблемы звукопроизношения или общего речевого развития, менее общителен, более скован на уроках, трудно сходится со сверстниками, теряет интерес к учебе…

- К какому возрасту ребенок должен научиться говорить полностью чисто? Т.е., выговаривать все буквы, звуки?
- Начнем с того, что разделим понятия «звук» и «буква». Звуки речи мы произносим и слышим, а буквы пишем, видим и читаем. И если мы затрагиваем вопросы звукопроизношения, то говорить будем, конечно же, о звуках.
Считается, что полностью правильное звукопроизношение у ребенка должно быть к 5 годам – к этому возрасту полностью сформирован речевой аппарат, т.е., имеются верхний и нижний зубные ряды, окрепли мышцы языка, и он способен на точные переключаемые движения, работают мимические мышцы вокруг рта. Сформировано речевое дыхание (глубокий вдох носом и длительный выдох через рот), необходимое для проговаривания фразы. Конечно же, все очень индивидуально, и не стоит от каждого малыша к его 5-му дню рождения ждать чистого проговаривания всех речевых звуков и грамотно построенной фразовой речи. Есть масса факторов, отрицательно влияющих на формирование произношения. Причинами отставания могут быть органические нарушения, перенесенные в раннем возрасте различные заболевания, неблагоприятная речевая среда, в которой воспитывается ребенок, его неврологические или психологические особенности. Чтобы исключить факторы риска, следует обратиться за консультацией к логопеду или неврологу, если к 3 годам ребенок плохо разговаривает или его речь не соответствует приближенным возрастным нормам.



- Как считаете Вы, нужно ли переживать родителям, если к окончанию детского сада ребенок не выговаривает некоторые звуки? Можно ли их восстановить в 1 и 2 классе?
- Переживать нужно, но ничего непоправимого в этом плане нет. Если у ребенка отсутствуют сопутствующие заключения, например, дизартрия, общее недоразвитие речи, то речь идет, скорее всего, о дислалии – нарушении нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Она устраняется с помощью логопеда и закреплением правильных произносительных навыков дома.
В некоторых школах имеются логопедические пункты. Логопедические занятия на них ведутся по 2 направлениям: устранение дефектов звукопроизношения, формирование фонематического слуха, анализа и синтеза (с детьми 1 класса) и коррекция нарушений письменной речи (во 2-4 классах). Зачастую проблемы, связанные с устной речью ребенка, могут оказать отрицательное влияние на формирование письменной речи, поэтому родителям стоит обратить внимание на рекомендации логопеда и других специалистов, выбирая школу для ребенка с речевыми проблемами.

- Как определить, нужны ли ребенку индивидуальные занятия с логопедом или нет?

- Если речь ребенка отдалена от возрастных норм как в звукопроизносительном плане, так и в лексико-грамматическом (недостаточный словарный запас, неверно построенные или короткие фразы, затруднения в речевом общении со сверстниками и взрослыми, нарушение коммуникативных навыков), стоит обратиться за консультацией к логопеду или неврологу, чтобы определить причины возникновения проблемы. В зависимости от поставленного заключения родители совместно со специалистами решают, в каком направлении двигаться дальше.
В последние годы в детских садах, к сожалению, сократилось количество логопедов и, соответственно, логопедических пунктов. Если у ребенка имеются проблемы, требующие серьезной помощи, необходимо обратиться в городскую ПМПК для уточнения заключения и направления ребенка в логогруппу или специализированный детский сад, но нужно учесть, что в логопедическую группу дети зачисляются с 5 лет. Тогда, конечно, индивидуальная помощь логопеда необходима, чтобы не потерять ценное время.
Также индивидуальная логопедическая помощь будет не лишней для детей, не посещающих детские сады по каким-либо причинам. Речь идет  не только о коррекции звукопроизношения, но и формирования у ребенка фонематического слуха, понятийного аппарата, словарного запаса, обучении основам грамоты. В некоторых детских садах действуют консультационные пункты, на которых различные специалисты могут дать необходимые рекомендации или провести занятия.

- С чем может быть связано нежелание ребенка учиться читать?
- Процесс чтения требует от ребенка многих усилий. Нужно быть усидчивым, внимательным, уметь концентрироваться, иметь хорошую память. У кого-то предпосылки к началу процесса обучения чтению созревают рано, кто-то отказывается садиться за книжку вплоть до школы. А кто-то не любит даже слушать то, что читают ему мама или бабушка.
Причин для этого множество. Возможно, это связано с неверно подобранными книжками – либо они не соответствуют возрасту (слишком сложны для восприятия), либо не в соответствии с  возрастом оформлены (мелкий шрифт, отсутствие качественных иллюстраций). Или за книгу ребенка пытаются посадить тогда, когда чтению есть более заманчивая альтернатива: игрушки, мультики, планшет…
Игры на планшете – это самый серьезный конкурент книге. Привыкание к гаджетам с раннего возраста формирует у ребенка так называемое «клиповое мышление». Визуальный ряд воспринимается легче, не требует подключения мыслительных процессов. Мелькание на экране часто сменяющейся картинки запускает у ребенка процесс возбуждения, приучает получать информацию в определенном ритме. Общение с книгой не кажется по сравнению с этим столь заманчивым, быстрого результата для получения информации ребенок не достигает и интереса процесс чтения не представляет. Поэтому родителям стоит задуматься, давая малышу в руки смартфон или планшет, и, возможно, заменить его детской книжкой с яркими картинками.
Немаловажным, как и в любом деле, является личный пример. Если в доме много книг, ребенок сызмальства наблюдает маму и папу с книжкой, имеет доступ к домашней библиотеке, у него есть своя полочка со своими книжками, то интерес к чтению возникнет непременно. Что там на этих страницах? О чем можно узнать, не только рассматривая картинки, но и научившись складывать буквы в слова?
Если семья проводит большую часть свободного времени перед телевизором, компьютером или с гаджетами в руках, то ждать от ребенка проявления интереса к книге не стоит.

- Все специалисты говорят по-разному. Как считаете вы, должен ли ребенок к 1 классу научиться читать?
- Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Дети все разные, со своими индивидуальными особенностями. С точки зрения современных образовательных программ для начальной школы, к младшему школьнику предъявляются очень высокие требования, объем заданий велик и нагрузка с каждым годом все возрастает. Поэтому умение читать с первых дней учебы в школе, конечно же, не помешает. С другой стороны, не все дети приходят в 1 класс хорошо подготовленными к учебному процессу, а программа по обучению грамоте все-таки построена так, что ребенка учат сначала буквам, соединению их в слоги, слова и т.д. Т.е., есть риск, что читающему ребенку в 1 классе будет скучно и неинтересно, а это может повлечь угасание интереса к учебе в целом.
Я бы посоветовала родителям будущих первоклассников накануне поступления в школу прививать интерес ребенка к книге, научить его буквам родного алфавита, умению различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги. Таких базовых знаний ребенку будет достаточно, чтобы в 1 классе не испугаться Букваря и пробудить интерес к получению новых знаний.

 



- Считается, что у многих первоклассников есть отклонения в речевом развитии. Как вы считаете, с чем это может быть связано?

Большинство проблем связано с тем, что есть категория детей, по тем или иным причинам не посещающих детский сад. Если ребенок не занимался с логопедом индивидуально, могут иметься нарушения звукопроизношения, на которые не было своевременно указано специалистами. Отсутствуют навыки звукового анализа и синтеза, формирующиеся на занятиях обучению грамоте в детском саду и так необходимые на занятиях по обучению родному языку в школе. Недостаточно сформированы представления об окружающем мире, основных лексических понятиях, обеднен словарный запас…
Также довольно серьезной помехой является то, что не все родители, к сожалению, признают имеющуюся проблему речевого или общего развития ребенка. Даже если специалисты в школе смогут убедить семью в том, что ребенку нужна дополнительная помощь, время, благоприятное для устранения того или иного речевого дефекта, уже зачастую упущено. А образовательные программы современной начальной школы построены так, что наверстать отставание в их освоении уже очень тяжело.

- Ксения, какие упражнения вы посоветуете делать с детьми, чтобы будущим первоклассникам «подтянуть» (и не утратить) за лето свои речевые навыки?

- Проблема потери речевых (звукопроизносительных) навыков, приобретенных ребенком на логопедических занятиях,  действительно существует. Это вызвано и тем, что многих детей «снимают с садика» перед школой, и с тем, что, в летний период занятия со специалистами в детском саду не проводятся, и с общей атмосферой начала нового – школьного – этапа в жизни ребенка. Помочь можно, и даже нужно!
Как правило, на занятиях в детском саду у каждого ребенка есть тетрадь, в которую логопед поэтапно записывает  результаты проделанной работы по постановке и коррекции звуков, а также предлагает задания на закрепление приобретенных навыков. Родителям не составит труда потратить 10-15 минут в день 2-3 раза в неделю и повторить с ребенком уже знакомые задания: проговаривание речевого материала, речевые игры на закрепляемый в речи звук, и т.д. Логопед детского сада также может выдать рекомендации на лето для детей, которые выпускаются из детского сада на этапе автоматизации звуков.
Следить за речью ребенка, поправлять неверно произносимые слова, «проглатываемые» или искажаемые звуки родители могут в обычных бытовых ситуациях общения. Большинство детей к 6-7 годам уже осознают проблему речевого дефекта, если таковая имеется. Правильная замотивированность ребенка тоже имеет немаловажное значение: разъяснение, для чего нужна в школе чистая речь (изучение иностранных языков, обучение чтению и т.д.), речевая среда, в которой воспитывается ребенок (грамотная речь родителей и членов семьи), собственные увлечения и интересы ребенка (наличие дома детских книг, развивающих игр, наборы для конструирования и т.д.).
Можно приобрести «Домашние тетради для автоматизации звуков» авторов Коноваленко С.В, Коноваленко В.В. Эти тетради для постановки и автоматизации звуков могут быть полезны тем детям, которые не посещали логопеда в период хождения в детский сад, но имеют некоторые проблемы звукопроизношения. Они  разработаны таким образом, что родители самостоятельно могут заниматься с ребенком – задания начинаются с артикуляционной гимнастики с описанием упражнений и постепенно переходят к проработке текстов. Также в тетрадях имеются графические задания, с элементами обучения грамоте, стихи на автоматизируемые звуки и т.д. Схожие тетради имеются у следующих авторов: Ю.Б. Жихаревой-Норкиной, Л.А. Комаровой, М.И. Лынской.


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Авторизация



Наша группа Вконтакте

Детские песни



Будь в курсе

Сейчас на сайте

1 участник и 28842 гостей онлайн
Баннер