Обмен садиками

 

Самое интересное и свежее на сайте

18.04.2017  Идет подготовка к Фестивалю детской техники

01.05.2017 Расписание детской железной дороги

01.05.2017 Новые списки в детские сады Ярославля 2017-2018

15.05.2017 Расписание теплоходов Москва в Ярославле

20.05.2017 График отключения горячей воды в Ярославле

Развитие мелкой моторики у дошкольников

Развитие мелкой моторики и трудности формирования графических навыков в дошкольном возрасте

Нужно  ли учить ребенка писать, что такое мелкая моторика и как ее развивать, на что обратить внимание? На эти и другие вопросы мы попросили ответить педагога-психолога высшей квалификационной категории частного детского сада "Филиппок" Анну Борисовну Афанасьеву

 

- Анна Борисовна, последнее время учителя начальных классов замечают у детей трудности в овладении графическими навыками. С чем это может быть связано?
- Согласна с Вами,  при личных встречах с педагогами начальной школы я слышу недовольные комментарии  в адрес детского сада и родителей, по поводу того, что дети поступают в первый класс с недостаточно подготовленной к письму рукой, они не справляются с объёмом письменных заданий учителя. А это уже с первых дней обучения в школе создаёт комплекс трудностей у первоклашек. С чем же это связано? У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно - моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат ручку, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить тетрадь.
Еще в детском саду, проводя комплексную диагностику на готовность детей к школе,  я отмечала, что  большинство выпускников имеет недостаточный уровень развития мелкой моторики и графических навыков. Как показывает практика, трудности овладения графическими навыками, которые испытывает дошкольник, никуда не исчезают на следующем возрастном этапе, а, наоборот, порождают ряд других  проблем. Испытывая трудности,  в овладении графическими навыками  ребенок чувствует себя неуспешным, а это влияет на общую успеваемость  по основным школьным предметам и дезадаптацию ребенка в школе, что это значит? У детей формируется  низкая учебная мотивация, негативное отношение к учебе,  возникают различные тревожные и неврозоподобные  состояния ребенка в школе.


Среди возможных причин, которые затрудняют обучение письму, могут быть проблемы в двигательно-моторном развитии ребенка: нет слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, ребенку  с трудом даются движения, требующие точности и аккуратности. Причина трудности в овладении графическими навыками не натренированные мелкие мышцы рук, сила которых быстро истощается от перегрузки.  
Другой часто встречающейся проблемой, которая затрудняет овладение графическими навыками у детей это темперамент ребенка.   Если ребёнок активный, подвижный, постоянно бегает, куда-то спешит, а также склонен к переменчивости настроения, то и писать аккуратно ему будут довольно сложно. Буквы будут «прыгать», как и он сам. А занятия по письму для таких деток могут быть буквально мучительными.
Также не надо забывать, что за последние годы увеличился процент детей с синдромом  гиперактивности и дефицитом внимания .  Таким детям  трудно концентрировать внимания и планировать собственную деятельность.  В процессе организованной образовательной деятельности дети с трудом удерживаются  на своем месте, быстро истощаются, теряют интерес к предлагаемым заданиям, часто отвечают и действуют импульсивно, не всегда могут оценить, правильно  или неправильно выполнено задание. Таким детям, обязательна нужна консультация невролога.
Существует  еще одна причина того, что у современных детей мелкая моторика слабо развита. Наши дети – неотъемлемая часть современного общества с его благами и недостатками. Раньше не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застегивали пуговицы, крючки, каким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. Выходит, что раньше мелкая моторика развивалась за счет обыденных действий, а сейчас страдает.
Однако самый важный развивающий ребенка фактор – это мама и ее непосредственное участие в развитии и воспитании ребенка. Занимайтесь с детьми с удовольствием, находите хотя бы несколько минут в день для таких занятий, проявляйте неподдельный интерес и восхищение к их творчеству. Регулярные и систематические  занятия родителей с ребёнком дома по развитию графомоторных навыков обеспечат правильное и красивое письмо в будущем!

- Есть такое понятие как слабость крупной и мелкой моторики. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее?
- В физиологии различают два понятия - крупная и мелкая моторика. Простыми словами под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног:  ходьба, прыжки, бег, умение кидать, ловить мячик.
Мелкая моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Мелкая и крупная моторика развиваются параллельно, так как многие действия требуют координации обоих видов двигательной активности.
Развивая крупную моторику ребенка, мы и тренируем вестибулярный аппарат ребенка, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы.  Также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником.  Формируем походку и укрепляем мышечный корсет.
Если мы видим, что ребенок неуклюж, угловат, часто падает,  не справляется с физическими упражнениями  на занятиях, с трудом запоминает последовательность движений, плохо ориентируется в пространстве, то здесь можно говорить о слабом развитии крупной моторики ребенка. Крупная моторика является основой для развития  более сложных  и тонких движений мелкой моторики, то есть движений кистей и пальцев рук.  Поэтому если у ребенка проблемы с крупной моторикой, то это значит, что и мелкая моторика развита слабо.  У таких детей плохо сформировано   умение владеть карандашом, ножницами, кисточкой, иголкой. Они с напряжением  собирают мелкие предметы пальчиками, складывают пазлы.
Развивать мелкую моторику очень важно, потому что это один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
Совершенствование крупной и мелкой моторики способствует активизации большинства зон головного мозга  и развитию таких психических процессов: память, внимание и мышление,  быстрее происходит созревания речевых навыков и развитие интеллекта.

- Анна Борисовна, расскажите, пожалуйста, как заниматься с ребенком дома, чтобы с моторикой и графическими навыками было все в норме?
К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой и графическими навыками большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Написание букв требует тщательности, кропотливости и высокой концентрации внимания. При письме задействованы самые разные группы мышц руки, кисти, пальцев. Их действия должны быть четкими и согласованными. Для того чтобы у ребенка был красивый и ровный почерк еще до школы он должен много рисовать, обводить, раскрашивать и штриховать.
Начинать работу надо с раннего возраста. Когда малыш еще совсем маленький, мама может делать простой массаж ручек. Легкими движениями помассируйте ладошку, пальчики, останавливаясь на каждой фаланге. Согните и разогните пальчики, прижмите ладошки друг к другу. Очень полезно с малых лет проводить ручки по поверхностям с разной фактурой и температурой - дать подержать что-то мягкое, гладкой, холодное, теплое. Любые ощущения, полученные через прикосновения, пробуждают зону головного мозга, ответственную за умственное и речевое развитие.
Когда ребенок вырастет, можно предложить ему сделать массаж ладошек самому, повторяя за вами. Также малышам, освоившим хватание, будет интересно катать массажный мячик, игрушку ежика или карандаш в ручках.
Очень хорошо развивают мелкую моторику  пальчиковые игры. Сейчас выпускается очень много интересных книг и пособий, где можно найти отличные игры для пальчиков. Детки всех возрастов очень любят и всегда с удовольствием откликаются на упражнения, в которых мама рассказывает стих и показывает интересные движения руками и пальчиками.
С возрастом пальчиковые игры можно усложнить и включить в них какой-нибудь интересный сюжет. Например, разыграть по ролям сказку, где главными героями будут пальчики. А если вы еще нарисуете на них забавные рожицы и превратите в настоящих персонажей, спектакль точно пройдет «на ура!». Перед сном можно показывать театр теней, составляя с ребенком из рук силуэты птиц и животных.
В качестве предметов для развития мелкой моторики могут природные материалы - шишки, желуди, каштаны и различные крупы. Вы удивитесь, как много игр можно придумать с тем, что под рукой. Например, малыши с удовольствием ищут в крупах спрятанные маленькие игрушки, вылавливают предметы из тазика с водой, перебирают бусинки, играют с песком, прищепками. Кстати,  прищепками хорошо делать массаж фаланг пальцев. Ребенку постарше можно предложить выложить контур рисунка фасолью или горохом.  Предметы обихода открывают огромный простор для проведения детских игр.
Необходимы для развития пальцев и кисти ребенка также повседневные бытовые упражнения. Это застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание лент и шнурков, при купании вылавливание мелких предметов из воды. Это дает колоссальный толчок для развития мелкой моторики.
Лепка, рисование, аппликации и другие виды творчества, где ребенок руками соприкасается с различными материалами,  также развивают мелкую моторику.
Рекомендую обязательно включать творческую деятельность в совместное времяпрепровождение с малышом.
Творческие поделки, сделанные вместе, развивают мелкую моторику, умственные способности, речь, создают атмосферу любви и эмоционального контакта ребенка с мамой.
Но помните, что занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.
- На что должны обратить внимание родители (и воспитатели) будущих первоклассников?
Если внимательно понаблюдать за детьми во время занятий, то можно заметить некоторые симптомы, свидетельствующие о том, что в школе у ребенка могут возникнуть проблемы. На что нужно обратить внимание: ребенок быстро утомляется при письме,  у него слишком сильный  или слабый нажим при штриховке и раскрашивании, линия неровная, “дрожащая”, есть трудности в воспроизведении формы графических элементов, ребенок не соблюдает размер графических элементов, плохо ориентируется на листе бумаги, путает право и лево. Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании, раскрашивании  или письме. Это говорит о том, что ребенок не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Чтобы этого избежать, необходимо подготовить ребёнка к письму и психически и физически, проводить с детьми углубленную работу в этом направлении и  начинать эту работу задолго до поступления в школу.
Работа должна быть  систематическая и основываться на взаимодействии специалистов ДОУ с родителями, тогда такая работа будет эффективной.
- Сейчас очень модным стало направление: каллиграфия. Ее вводят в центрах и для дошкольников - чтобы поставить руку. Как вы считаете, могут ли данные занятия помочь ребенку в начальной школе? Будет ли ему проще? Или, наоборот, не стоит перегружать ребенка перед школой?
Безусловно, занятия каллиграфией помогут ребенку в школе.  На занятиях дети  учатся регулировать степень нажима, тренируют мышцы кисти и отрабатывают правильное положение руки. Если сначала ребенок судорожно сжимал карандаш, то после коротких, но регулярных тренировок рука расслабляется и удобно располагается на рабочем столе. Угловатые дрожащие начертания постепенно превращаются в уверенные четкие линии.  Письмо пером воспитывает усидчивость и аккуратность  у ребенка. Если раньше в школах был урок чистописания, где обращали внимание на красивое письмо, ведь каллиграфия ведь и переводится как  красиво писание, то сейчас учителя не требуют от детей красивого и аккуратного почерка, а ведь чем красивее буква, тем она приятнее глазу.
Регулярные занятия  станут оздоровительным упражнением для всех мышц тела, снимут эмоциональную перегрузку, помогут расслабиться и успокоиться, активизируют творческое воображение, стимулируют логическое мышление. Развитие каллиграфических умений – это необходимое условие для развития речи и мышления ребёнка и облегчения усвоения навыков письма будущими школьниками.  Максимальную пользу принесут совместные занятия каллиграфией мамы и ребенка. Десять минут общего занятия - это и мало по времени, и очень много по результатам. Для всей семьи сегодня, для физического и психологического здоровья ребенка в будущем.

Специально для lubopyshka.ru

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Авторизация



Наша группа Вконтакте

Детские песни



Будь в курсе

Сейчас на сайте

0 участников и 7241 гостей онлайн
Баннер